Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4428, 24 - 30 октября 2002 года.

Михаил Виноградов

Кремль нехотя смиряется с президентством Илюмжинова

Выборы в Калмыкии пройдут в два тура

Состоявшийся 20 сентября первый тур выборов президента Калмыкии принес сенсацию: глава республики, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов не сумел набрать 50% голосов избирателей. Получив 47,3%, он вынужден добиваться победы во втором туре, где с ним будет соперничать предприниматель Баатр Шонджиев – в его поддержку высказались 13,6% избирателей. Победа Илюмжинова практически предрешена, однако вряд ли она доставит ему большую радость – ведь на прошлых (правда, безальтернативных) выборах в 1995 году Илюмжинов получил около 85% голосов, а теперь, как оказалось, растерял почти половину своих сторонников.

Изначально было очевидно, что вопрос о власти в Калмыкии будет решаться не на избирательных участках, а в кремлевских кабинетах. Федеральные власти долго не могли определиться – то ли не мешать Илюмжинову избираться, как это уже было раньше с Шаймиевым и Рахимовым (в этом случае успех действующего главы республики выглядел предрешенным), то ли пойти по курско-якутскому сценарию, любой ценой добиваясь его нейтрализации.

Главной проблемой для московских противников Илюмжинова стало отсутствие ему яркой альтернативы. Еще весной поговаривали, что на пост президента будет выдвинута депутат Госдумы от фракции «Единство» Александра Буратаева – в прошлом элистинская журналистка, сумевшая сделать неплохую карьеру на первом общефедеральном телеканале, а затем ушедшая в законодатели. Но потом реализацию этого проекта свернули, а о выборах в Калмыкии на фоне баталий в Красноярском крае почти позабыли. Тем более что никаких крупных финансово-промышленных групп в Калмыкии замечено не было, а значит, никто не досаждал высшим чиновникам своей активностью ни в пользу Илюмжинова, ни против него. Когда в начале октября в Москве неожиданно вспомнили про выборы в Калмыкии, что-либо поменять было уже почти невозможно.

Перед решающей битвой аргументы сторон выглядели следующим образом.

Противники Илюмжинова уверяли, что президент Калмыкии – куда более одиозная фигура, нежели Шаймиев и Рахимов, и само его пребывание у власти выглядит как пощечина «новой политике» Путина. Та легкость, с которой глава Калмыкии постоянно находит общий язык с федеральными чиновниками, выглядит крайне подозрительно (читай – дает крупные взятки). Методы, к которым прибегает Илюмжинов, даже для весьма расширительной трактовки понятия «демократия» в современной России выглядят вызывающе: самолет с приехавшим агитировать против Илюмжинова вице-спикером Госдумы Борисом Немцовым отказались принять в аэропорту Элисты и ему пришлось добираться на машине из Волгограда. Все это усугубляется тяжелой экономической ситуацией в самой республике, колоссальными долгами перед федеральным бюджетом, покровительством официальной Элисты «сомнительным» фирмам. Мелькали и другие обвинения – от сомнений в целесообразности гигантских трат на строительство в республике шахматного города (полуофициальное название - «Нью-Васюки», на центральной площади стоит и памятник Остапу Бендеру) до рассказов о личной нескромности. Так, по утверждению одного из столичных изданий, на подмосковной вилле Илюмжинова спальня исполнена в виде юрты, а вместо пола там – аквариум с плавающей в нем девушкой.

Лидерами «антиилюмжиновской партии» становятся группа «питерских силовиков» во главе с заместителем главы администрации президента Виктором Ивановым и министром внутренних дел Борисом Грызловым, а также государственный телеканал «Россия», Борис Немцов, Григорий Явлинский и (в осторожной форме) председатель Центризбиркома Александр Вешняков. Их главными рупорами являются «Коммерсантъ», «Парламентская газета», «Московский комсомолец», еженедельник «Версия». Как писал «МК», рассказывая о поддержке Илюмжинова «семейной» группой, «с 2000 года это первый случай, когда силовое крыло путинского окружения занимает более этически обоснованную позицию, чем «либерально-ельцинский фланг». Как бы плохо ни относиться к чекистам, очевидно, что с точки зрения нормального развития страны Кремль просто не может договариваться с такими одиозными фигурами, как Илюмжинов». 

Главное наступление было предпринято за несколько дней до голосования, когда Иванов и Грызлов пролоббировали замену проилюмжиновского министра внутренних дел республики. Однако в последний момент это решение было отозвано – в Кремле у президента Калмыкии нашлись влиятельные сторонники. На стороне Илюмжинова оказались руководитель президентской администрации Волошин, его первый заместитель Сурков, полпред Путина на Северном Кавказе Казанцев, а также председатель Госдумы Селезнев. По их мнению, попытка взбудоражить республику сопряжена с серьезным риском – появляется угроза получить еще одну горячую точку недалеко от Чечни. Была даже запущена версия о том, что борьба с Илюмжиновым – это всего лишь интриги анонимных недоброжелателей Казанцева, добивающихся его увольнения с поста полпреда. Внятной альтернативы Илюмжинову нет, времени осталось мало, и лучше вообще не предпринимать какие-либо активные действия, чем вступать в борьбу, не будучи уверенным в успехе. Что же касается многочисленных претензий к Илюмжинову, то их предлагалось урегулировать частным образом – через кулуарные договоренности с президентом Калмыкии о серьезных кадровых перестановках. 

На последней неделе перед голосованием статьи в защиту Илюмжинова появляются в «Комсомольской правде», «Независимой газете», «Известиях». «Независимая» даже излагает такую историю: «Когда осенью 1999 года по Москве поползли слухи о «заговоре московской номенклатуры против Путина», о проекте его отстранения от должности премьера через новую Государственную Думу РФ, именно в Калмыкии в ноябре 1999 года появилось первое массовое движение в поддержку Владимира Путина. Автором идеи создания широкой организованной народной поддержки Путину стал Кирсан Илюмжинов. Именно тогда калмыцкий президент открыто и публично выступил против попыток «свержения» Путина. В Элисте прошли митинги в поддержку путинского курса, организованные сторонниками Кирсана Илюмжинова… Есть основания полагать, что российский президент не забыл об этом». Трудно понять, что за антипутинский «заговор номенклатуры» существовал в 1999 году, к тому же сам Илюмжинов тогда балансировал между Путиным и Лужковым (брат жены Лужкова Виктор Батурин одно время даже работал главой правительства Калмыкии).

Итог первого тура выборов, очевидно, устроит обе противоборствующие группировки. «Волошинцы» удовлетворены, что скандала не случилось, «петербуржцы» же будут всячески демонстрировать: неспособность Илюмжинова одержать победу уже в первом туре – это иллюстрация того, что Илюмжинов не полностью контролирует ситуацию в республике. Теперь обе группировки, очевидно, вступят в борьбу за посты в новом руководстве Калмыкии (по слухам, Илюмжинов в обмен на «неснятие» с выборов пообещал поделиться частью портфелей). А сам глава Калмыкии, очевидно, будет теперь дожидаться, пока кремлевские группировки не займутся другими насущными делами вроде федеральных выборов – их внимание окажется отвлечено и Илюмжинов наверняка попробует восстановить статус-кво.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 30 октября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100