Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4430, 7 - 13 ноября 2002 года.

Михаил Виноградов

Чечня: четвертый год войны

Отпраздновав победу над террористами и заложниками, российские власти начинают вялое наступление по всем фронтам

Официальная статистика потерь в ходе штурма Театрального центра на Дубровке не претерпела значительных изменений. Объявленная цифра погибших заложников достигла 120, в том числе 17 артистов и сотрудников мюзикла «Норд-Ост». В больницах находятся 148 пострадавших, 501 человек выписан, 30 из них повторно обратились за медицинской помощью. На интернет-сайтах имеется информация о 92 пропавших без вести заложниках, но Московская прокуратура утверждает, что никаких официальных обращений по поводу судьбы этих людей к ним не поступало.

Как утверждают власти, в ходе штурма был убит 41 террорист. Появившиеся поначалу в «Московском комсомольце» сообщения о том, что трупы боевиков будут заворачиваться в свиные шкуры, чтобы «воспрепятствовать их попаданию в исламский рай», поначалу выглядевшие абсолютным абсурдом, неожиданно получили развитие после того, как Госдума приняла поправки к закону о похоронном деле, позволяющие спецслужбам скрывать информацию о телах террористов.

Газовый скандал постепенно утихает. После того, как немецкие врачи объявили, что им удалось раскрыть формулу газа, военные сообщили, что при штурме был применен состав на основе производных фентанила. К побочным эффектам от этого газа относятся угнетение дыхания (вплоть до остановки), спазм дыхательных путей, замедление работы сердца и т.п. Но военные настаивают, что сам по себе газ не мог быть непосредственной причиной гибели заложников. 

Между тем, российские власти разворачивают наступление по нескольким фронтам, впрочем, не добиваясь пока особых успехов. 

Главной пропагандистской задачей является сейчас дискредитация Аслана Масхадова – необходимо подтвердить правильность позиции Путина о недопустимости переговоров с президентом Ичкерии. К критике Масхадова постепенно подключаются правые политики (Явлинский, Немцов). Одновременно ведется активная кампания против Ахмеда Закаева, которого еще год назад власти характеризовали как приемлемого партнера по переговорам и человека, не причастного к каким-либо кровавым акциям. Похоже, что тема переговоров будет закрыта, как минимум, до весны – новых кандидатов на роль представителя чеченской стороны не просматривается, а Ахмад Кадыров на эту роль заведомо непригоден.

Внешнеполитическое наступление наталкивается на сопротивление Дании, которая на удивление Москвы проявила твердость относительно проведения чеченского конгресса и выдачи Закаева. Генеральный совет партии «Единая Россия» уже призвал бойкотировать датские товары и воздержаться от поездок в эту страну, однако всерьез к этой инициативе в стране никто не отнесся. Даже сторонники президента признают условный характер поддержки Вашингтоном действий Москвы во время кризиса с заложниками – очевидно, что платой за это должно стать непротивление России военной операции в Ираке. Ситуация вокруг Ирака вообще ставит Кремль в тупик: то ли радоваться победе исламистов на выборах в Турции, критикующих намерения Вашингтона в отношении Багдада, то ли опасаться, поскольку ожидать закрытия чеченских представительств в Турции теперь точно не приходится. Что же касается Европы, то датский «казус Закаева» может еще более осложнить отношения России и ЕС, которые уже не первый месяц лихорадит в связи со спорами о статусе Калининградской области.

Относительно активизации военных в Чечне тоже многое неясно. Похоже, что силы чеченского сопротивления заинтересованы в том, чтобы вызвать огонь на себя – свидетельством чему являются беспрецедентные по дерзости обстрелы российских вертолетов (3 ноября в результате уничтожения Ми-8 погибло 9 человек, всего же с начала года федеральные силы потеряли в Чечне 9 вертолетов). Министр обороны Сергей Иванов сообщил, что армия будет проводить точечные операции, а сокращение войсковой группировки в Чечне приостановлено, но это заявление тоже вызвало много вопросов. Во-первых, особого сокращения группировки (по разным оценкам, ее численность составляет от 70 до 100 тыс. человек) и не происходило. Во-вторых, по данным газеты «Время новостей», заявления Иванова в большей степени связаны с конфликтом между министром и начальником Генштаба Анатолием Квашниным – Иванов должен продемонстрировать, что именно он, а не Квашнин, контролирует действия войск. Наконец, разговоры о том, что военные получат-таки «свободу рук» и политики не будут «мешать» им «добивать террористов», выглядят неубедительно, поскольку главной причиной неудач федеральных сил является небоеспособность вооруженных сил, а не виртуальные «политические ограничители».

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 11 ноября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100