Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4432, 21 - 27 ноября 2002 года.

Михаил Виноградов

Калининградская ловушка 

Достигнутые в Брюсселе между РФ и ЕС соглашения по поводу Калининградской области (см. «РМ» № 4431) вызвали в России весьма скептическую реакцию. Очевидно, что принятая схема, предусматривающая для проезда через территорию Литвы «упрощенные транзитные документы», больше похожа на введение виз, нежели на безвизовый режим.

Российская власть оказалась в калининградской ловушке, в которую она сама себя и заманила. Дипломатии приходится расплачиваться за то, что главным приоритетом внешней политики избрано обеспечение поддержки мировым сообществом силовой операции в Чечне. В этом смысле после эпохи Ельцина мало что изменилось: дипломатам ставится заведомо нереалистичная задача, а все другие направления (даже те, где добиться успеха значительно легче) отодвигаются на второй план. Так было сначала с противодействием расширению НАТО на восток, затем с договором по ПРО, теперь с Чечней.

Второстепенной оказалась и калининградская тема – вплоть до 2001 года в Москве почти не вспоминали о судьбе анклава, а мысли о том, что его положение после вступления балтийских стран в ЕС может серьезно измениться, старались от себя отгонять. Когда же в Кремле решили вплотную заняться этой проблемой, оказалось, что поменять уже ничего нельзя. Оставалось либо делать хорошую мину при плохой игре, либо не делать ее. После некоторых колебаний был избран второй вариант. С весны в российских СМИ начинается кампания по привлечению внимания общественности к судьбе российского анклава. Трудно сказать, для чего эта кампания была развернута. Как показывают социологические опросы, рядовые граждане довольно смутно представляют себе не только саму суть вопроса, но даже и географическое положение Калининградской области. Можно было незаметно для избирателей сдать позиции, но вместо этого их стали готовить к некоей внешнеполитической победе. О том, что в эту победу в коридорах власти не слишком верили, свидетельствует назначение представителем президента по Калининграду Дмитрия Рогозина – довольно эксцентричного политика, не известного серьезными прорывами, но зато идеального «стрелочника» на случай неудачи. Рационального ответа на вопрос, почему одни чиновники не сомневались в поражении, а другие создавали массовые ожидания триумфа, пока не просматривается. По одной из неофициальных версий, внимание государственных масс-медиа к этой теме имело вполне бытовую подоплеку – в Калининграде живет теща Владимира Путина, и пропагандисты решили продемонстрировать президенту свой интерес к значимой для главы государства теме.

В результате все оказались у разбитого корыта. Жители Калининградской области, не имеющие средств на авиабилет до «большой земли», оказываются изолированы от внешнего мира – 75% из них не имеют загранпаспортов (чиновники, надеясь на успех саммита Россия – ЕС, не торопились озаботиться этой проблемой). Что касается жителей остальной территории России, обнадеженных было в августе идеей Владимира Путина добиваться на переговорах с ЕС включения России в Шенгенскую зону, то им тоже рано радоваться: в Кремле наверняка попытаются поскорее забыть о поражении в визовой войне с ЕС и не будут продолжать наступление на этом фронте. Главным же приоритетом во внешней политике по-прежнему будет не облегчение въезда граждан РФ в Шенгенскую зону, а дипломатическое обеспечение чеченской войны.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 22 ноября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100