Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4432, 21 - 27 ноября 2002 года.

Михаил Виноградов

Журналисты рискуют стать первой жертвой «диктатуры закона»

Парламент одобрил манипулятивные поправки к закону о СМИ

13 ноября Совет Федерации одобрил принятые Госдумой в трех чтениях поправки к закону «О средствах массовой информации». За законопроект проголосовали 145 сенаторов, против – один, двое воздержались. Поправки предполагают серьезные ограничения в освещении журналистами «антитеррористических операций». Так, нельзя будет распространять данные, раскрывающие специальные технические приемы и тактику проведения акций по освобождению заложников, разглашать информацию, которая может служить пропаганде или оправданию экстремистской деятельности. Поправки запрещают распространять сведения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, и высказывания граждан, которые могут помешать ведению «контртеррористической операции». Теперь судьба поправок в руках Владимира Путина, который может подписать документ или отклонить его.

Это решение СФ было принято в разгар слухов о том, что власть готова перейти к третьей (вслед за травлей НТВ и ТВС) волне наступления на свободу слова. В прессе появились сообщения о резком недовольстве Кремля информационной политикой телеканала НТВ и о требованиях отстранить от эфира Татьяну Миткову, Савика Шустера и Леонида Парфенова. В нескольких изданиях прошла информация об увольнении с ТВС Виктора Шендеровича за беспрецедентно жесткую программу о штурме Театрального центра на Дубровке. Эти сведения полностью не подтвердились, но известно, что Борису Йордану пришлось выслушать в Кремле резкую критику из уст высокопоставленных чиновников, а за программу Шендеровича на ковер был вызван Анатолий Чубайс, когда-то гарантировавший государству лояльность ТВС. Судя по всему, слухи о репрессиях на телевидении были целенаправленно запущены для запугивания журналистов, которым показали их зависимость от действий государства.

Поскольку поправки к закону о СМИ вызвали неоднозначную общественную реакцию, у Путина есть повод отклонить их, попытавшись реабилитировать себя в Европе за последние внешнеполитические неудачи и казусы. Это вполне укладывалось бы в логику последних недель – сначала запугивание журналистов, а затем внезапное смягчение позиции. Но вероятность того, что Путин предпримет такой шаг, не слишком высока. Тема чеченской войны настолько психологически болезненна для президента, что он вряд ли будет готов принимать рациональные решения, пусть и сулящие ему политические дивиденды.

Впрочем, введение поправок в действие тоже не означает неизбежный закат в России свободы слова. Конечно, Путин не является убежденным поборником свободы слова, однако к открытому давлению на СМИ он переходил лишь в том случае, если для этого существовали значимые (по его мнению) темы – вроде «равноудаления» Березовского и Гусинского и чеченской кампании. Скорее всего, новые поправки власть будет держать «про запас», используя их скорее для психологического давления на прессу, нежели как инструмент репрессий. Ведь задачей исполнительной власти является не столько ограничение свободы информации, сколько стремление к маргинализации оппозиции, которая, даже получая доступ к зрителям и читателям, не могла бы серьезно переломить настроения населения.

Другое дело, что подчеркнуто недружественные действия со стороны власти могут подтолкнуть журналистов занять более радикальную позицию. Так, многие из них уже сегодня ощущают себя в роли единственной партии, выступающей против войны в Чечне. Уход Явлинского из лагеря миротворцев в сочетании с колебаниями лидеров СПС выдвигает на первые роли именно журналистов, большинство из которых (если исключить национал-патриотов и конъюнктурно ориентированное поколение «новых государственников») традиционно скептически относится к чеченской кампании. Иллюстрацией постепенного нарастания антипутинских настроений в негосударственных СМИ может служить обструкция, которую они устроили на минувшей неделе президенту за его «брюссельские оговорки», а также однозначная оценка ими итогов переговоров по статусу Калининградской области как внешнеполитического поражения российских властей.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 22 ноября 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100