Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4434, 5 - 11 декабря 2002 года.

Михаил Виноградов

Татарстан отказывается признать запрет латиницы

Одобрение Федеральным собранием поправок к закону «О языках», предписывающих использовать в качестве государственных языков народов России только кириллический шрифт, вызвало резкое возмущение со стороны политических элит Татарстана и Карелии. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что в случае вступления закона в действие (для этого его еще должен подписать президент) власти республики обратятся в Конституционный суд, ибо, по их мнению, такой вопрос является зоной совместного ведения Центра и регионов. Представители Карелии менее активны: большую часть местной элиты составляют русские, а карельский язык, который уже сейчас использует латиницу, не является в регионе официальным, а значит, на него не распространяются дискриминационные поправки.

Адресат устроенной законодателями атаки вполне очевиден – это власти Татарстана, некоторое время назад объявившие о начале перехода с кириллицы на латиницу. Причем действия депутатов выглядят именно как акция возмездия – никаких содержательных аргументов в пользу кириллицы приведено не было. Надо сказать, что в самом Татарстане уже не первый год идет дискуссия между сторонниками кириллицы и латиницы. Если отойти от сугубо умозрительных дискуссий по поводу того, какая графика лучше отражает фонетический строй языка, очевидно, что действия официальной Казани нацелены на сближение с Турцией, где проекты перехода на латиницу традиционно приветствуются. Впрочем, против замены графики есть и контраргументы – такие, как угроза утраты будущими поколениями многих пластов татарской культуры, существующих только на кириллице.

Однако депутаты не стали погружаться в детали этнолингвистической дискуссии и особой аргументации в пользу своего решения не предъявили. Законодатели просто решили, что в условиях отсутствия заметных сдвигов в создании единого правового пространства в рекламных целях следовало бы «поставить на место» излишне свободолюбивых татар. В российской прессе все это вызвало довольно вялый резонанс, но группа либеральных публицистов все же подвергла поправки к закону резкой критике. Как отмечали авторы интернет-сайта «Политком», «Алфавит – не лучшее средство для цементирования стран и союзов. Лучшее – это отсутствие пренебрежения большинства к меньшинству. Приняв закон о кириллице, Федеральное собрание продемонстрировало, что российская элита этим пренебрежением переполнена до краев и готова пожертвовать ради него с трудом достигнутым консенсусом и взаимопониманием между центром и Казанью и – шире – между русскими и татарами. Остается только рассчитывать, что президент… не подпишет предложенного ему закона, понимая, что именно этот закон, а вовсе не латиница – это еще один камень, извлекаемый из фундамента Российской Федерации». Другие комментаторы отмечали, что речь по сути идет о попытке унифицировать культуру, особенно опасной на фоне проектов введения в школах уроков Закона Божьего.

Интересно, что борьба с латинизацией началась в то время, когда на латинский шрифт перешли или переходят в Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, Молдавии, идут дискуссии о переходе к латинице в Болгарии. Более того, даже среди российских исследователей продолжается вялый спор о гипотетической возможности перевода на латиницу русского языка. Сторонники подобных проектов – такие, как этнолог Сергей Арутюнов и культуролог Михаил Эпштейн, – указывают, что подобный шаг возможен в течение нынешнего столетия и соответствовал бы тенденциям глобализации и компьютеризации. Известно, что из-за сосуществования нескольких кодировок многие русскоязычные жители, особенно за пределами РФ, используют латинские буквы для передачи русских слов; аналогичным образом владельцы сотовых телефонов поступают при отправке кратких текстовых сообщений (SMS), особенно популярных в молодежной среде. Понятно, что дискуссия по поводу перехода русского языка на латиницу носит сегодня маргинальный характер, сам же переход выглядит трудноосуществимым – по крайней мере, в момент очередного витка «патриотических» настроений и попыток давления на «инородцев». Показательно, однако, что на фоне закрытия Татарстана от «западного» влияния мэр Москвы Юрий Лужков, когда-то активно боровшийся с англоязычными вывесками в столице, распорядился с 1 декабря продублировать на латинице все кириллические надписи в московском метрополитене. 

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 05 декабря 2002
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100