Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4451, 10 - 16 апреля 2003 года.

Михаил Виноградов

ПАСЕ поддерживает идею создания трибунала по Чечне

2 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы поддержала инициативу создания международного трибунала по Чечне. Заслушав доклад германского парламентария Рудольфа Биндига, депутаты 97 голосами из 134 проголосовали в пользу создания трибунала.

Таким образом, после длившихся несколько лет колебаний европейских политиков ПАСЕ отчетливо сформулировала свою позицию. Для российских дипломатов вердикт ассамблеи стал крайне неприятным сюрпризом. В Москве совсем недавно всерьез поверили в то, что европейские страны, осудившие войну в Ираке, становятся стратегическими союзниками России по ключевым вопросам и не станут портить начало большой дружбы, поднимая столь деликатный вопрос. Основания так надеяться были, поскольку до сих пор европейские страны при разговоре о Чечне обходились общей риторикой, не предлагая каких-либо конкретных мер. Показательно, что на проходившем на минувшей неделе в Лондоне экономическом форуме Руслану Хасбулатову и Ивану Рыбкину не удалось добиться от организаторов разрешения на прочтение доклада по ситуации в Чечне.

Судя по крайне эмоциональной реакции председателя думского комитета по международным делам Дмитрия Рогозина, в принятие ПАСЕ резолюции в Москве до конца не верили. В преддверии голосования он заявил: «Если в послании будет поддержка нацеленной на скандал выходки одного из докладчиков о создании трибунала по Чечне, то мы это послание примем и сделаем необходимые выводы, которые приведут к потере со стороны ПАСЕ всякого контроля за развитием политического урегулирования в Чечне. Трибунала по Чечне все равно не будет, но и не будет ПАСЕ в Чечне, никакие докладчики в республику ездить не будут». Кроме того, Рогозин сообщил о возможности сокращения ежегодных взносов, которые Россия платит в ПАСЕ.

Для Рогозина вердикт ПАСЕ был весьма болезненным еще и потому, что неудачи на международной арене преследуют главу думского комитета одна за другой: не успел он оправиться от поражения на переговорах по статусу Калининградской области, как европейские парламентарии нанесли ему «удар в спину». Смягчить позицию эксцентричного Рогозина призван председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов. «Мы не будем хлопать дверью ни в коем случае, российская делегация продолжит самую активную работу в Совете Европы, наш ответ будет асимметричен». Вероятно, под «асимметричным ответом» подразумевается обещанная Москвой амнистия на территории Чечни, которая должна будет распространяться как на сепаратистов, так и на военнослужащих федеральных сил. 

Реакция большинства политиков в России оказалась ближе к позиции Рогозина. В Москве всерьез рассчитывали, что после чеченского «референдума» нет оснований предъявлять претензии федеральным силам, и искренне недоумевали, почему европейские депутаты уделяют такое внимание вопросу о Чечне, а не дискутируют относительно военных преступлений американских войск в Ираке. По мнению освоившей правозащитную риторику «Красной Звезды», «решение ПАСЕ особенно вызывающе выглядит на фоне англо-американских "зачисток" в Ираке, показанных в прямом эфире по телевидению». Председатель Госдумы Геннадий Селезнев высказал сожаление по поводу того, что «в ПАСЕ сидят "слепые" депутаты, которые не видят позитивных процессов в Чечне». Председатель сенатского комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин выразил мнение, что при наличии Международного уголовного суда нет нужды создавать специальные трибуналы. Член российской делегации в ПАСЕ Валерий Гальченко считает, что на Россию давят с помощью «чеченского вопроса», добиваясь смягчения позиции по Ираку. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский назвал решение ПАСЕ юридически бессмысленным и политически вредным, идущим «вразрез с начинающим доминировать вектором развития политической обстановки в Чечне после референдума, указывающим на мир и стабильность в республике». Таким образом, российские политики пытаются дистанцироваться от предыдущего опыта чеченской кампании, указывая, что после референдума в республике началась полноценная «мирная жизнь» (что, впрочем, не подтверждается на практике – в понедельник в Грозном вновь произошло несколько терактов).

На защиту ПАСЕ среди влиятельных российских политиков не вступил практически никто (исключением стал лишь депутат Госдумы, правозащитник Юлий Рыбаков). Что же касается общественного мнения, то оно оказалось в двойственном положении. Социологические опросы демонстрируют рост недовольства населения чеченской войной, однако «патриотическая» риторика российских политиков, требующих не допустить ограничения суверенитета над Чечней, получила поддержку у значительной части рядовых граждан. 

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 13 апреля 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100