Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4453, 24 - 30 апреля 2003 года.

Михаил Виноградов

Операция ФСБ против Лимонова завершилась частичным провалом

Суд приговорил лидера национал-большевиков к 4 годам лишения свободы и теперь намерен разобраться с Патрушевым и Устиновым

15 апреля Саратовский областной суд вынес приговор по делу Эдуарда Лимонова и его коллег по Национал-большевистской партии. Судьи отклонили обвинения в подготовке государственного переворота, создании вооруженного формирования и террористической деятельности. Подсудимым было инкриминировано только незаконное приобретение оружие. В результате Лимонов был приговорен к 4 годам лишения свободы, хотя прокурор требовал осудить его на 14 лет. Другие представители НБП получили от 2 до 3,5 лет лишения свободы. Все подсудимые получили сроки ниже установленного Уголовным кодексом низшего предела наказания. Суд особо подчеркнул, что «тяжкие последствия по делу не могли наступить, поскольку противоправная деятельность подсудимых задолго до их задержания контролировалась правоохранительными органами». Кроме того, суд вынес частное определение в адрес генерального прокурора Владимира Устинова и директора ФСБ Николая Патрушева, которым предложено отчитаться перед судом по ряду эпизодов.

Лимонов, вопреки ожиданиям соратников, не вышел на свободу сразу по окончании суда, однако приговором он оказался удовлетворен. Более того, поскольку он отбыл уже половину срока в следственном изоляторе и не имел каких-либо замечаний, адвокаты намерены ходатайствовать о его освобождении. Хотя 28 апреля съезд Национал-большевистской партии пройдет, очевидно, в отсутствие лидера партии, вероятность его освобождения в ближайшие месяцы довольно высока. Кроме того, лимоновцы не скрывают радости по поводу очевидного поражения ФСБ, не сумевшей доказать большую часть обвинений и в итоге вынужденной теперь оправдываться перед саратовским судом. 

Несмотря на то, что общественность внимательно следила за делом Лимонова, отклики оказались достаточно вялым. Многие журналисты так и не решили, как относиться к скандальному процессу, и предпочли воздержаться от каких-либо интерпретаций. В большинстве комментариев проходит мысль о том, что Лимонов оказался случайной жертвой спецслужб. По оценке интернет-сайта «Полит.ру», «арестовывая Лимонова, правоохранительные органы искренне считали, что НБП начала представлять угрозу безопасности страны. Верно ли они оценили потенциал лимоновской партии на тот момент, сказать трудно, но то, что стратегию борьбы – посадить и разгромить – выбрали неуместную, сомнению не подлежит. Результат оказался вполне предсказуемо противоположен: арест руководителей партии не только не подорвал ее деятельность, но, скорее, поспособствовал ее активизации». Общественный защитник Лимонова, депутат Госдумы Виктор Черепков предположил в интервью журналу «Политбюро»: «Лимоновцы» «попали в волну антиэкстремистской истерии властей. А поскольку в нашем кастрированном обществе экстремизма нет, то его надо было придумать. Чтобы поймать настоящих террористов в Чечне, тех, кто взорвал жилые дома в Москве и Волгодонске или учинил теракт в подземном переходе под Пушкинской площадью, надо обладать некоторым умением. Но КГБ развалили - профессионалы ушли. А сегодняшние чекисты только и могут, что заточить в Лефортово Лимонова за его экстремистские идеи». Любопытно, что в деле «героизации» Лимонова поучаствовала и правительственная «Российская газета»: «Высокие намерения лимоновцев защитить интересы русских наши отечественные правоохранительные органы пресекли. Но кто, положа руку на сердце, скажет, что наше государство попыталось сделалать для наших соотечественников за рубежом больше, чем Лимонов?»

Драматические оценки, воспринимающие дело Лимонова как начало новой волны репрессий, остаются в меньшинстве. Наиболее отчетливо эту позицию выразила рижская газета «Час»: «Хуже еще будет. Сажать писателей - любимое занятие российской власти с того момента, как в Империи появились писатели, позволяющие себе думать и писать "не в ногу". Продолжение следует… Речь обо всех, кто не хочет отказывать себе в праве критически мыслить, но не хочет понимать, что в итоге сажают - не за "автоматы", а именно за это».

Политический подтекст дела Лимонова так и остался неясен. При всей противоречивости лидера НБП, создавшего ультрарадикальную партию, серьезной угрозы государственному строю он не представлял. Более того, именно судебный процесс и надуманные обвинения способствовали росту его известности (в последнее время лозунги НБП получают все большую популярность у студенчества). Дело Лимонова не тянуло на громкий политический процесс из-за маргинальности лидера НБП, но все же вызывало заметное раздражение у политиков различных категорий, видевших в судебном преследовании Лимонова бесперспективную и бессмысленную затею, дающую повод спецслужбам «поиграть мускулами». Относительно мягкий приговор вызвал у политической элиты вздох облегчения. Акция устрашения выдохлась, но открыто критиковать ее вдохновителей никто не станет.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 28 апреля 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100