Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4460, 12 - 18 июня 2003 года.

Михаил Виноградов

Чечня: теракты, амнистия и подготовка к выборам

Во время обеих чеченских войн весенне-летний период традиционно считался самым тревожным: появление листьев и травы дает сепаратистам широкие возможности для маскировки, совершения диверсионных актов и последующего отхода. Однако, судя по приходящим из Чечни сообщениям, на этот раз тактика чеченского сопротивления претерпела изменения: на смену точечным ударам по федеральным силам пришли камикадзе, взрывающие себя в местах скопления большого числа людей. Тенденция к «палестинизации» конфликта и активизации воинов-шахидов наметилась еще в начале второй чеченской войны, однако столь серьезно подобная угроза обозначилась лишь недавно. Переломным моментом стал захват Театрального центра в Москве в октябре 2002 года. Вслед за этим в декабре двумя камикадзе было взорвано здание промосковской администрации Чечни: погибли 72 человека, 210 получили ранения. 12 мая в результате взрыва смертниками «КамАЗа» в Надтеречном районе вблизи местной администрации и ФСБ погибли 60 человек, 250 были ранены. 14 мая в Гудермесском районе женщина-террористка взорвала себя: 16 погибших, 140 раненых. Наконец, 5 июня в расположенном недалеко от Чечни североосетинском Моздоке еще одна смертница устроила взрыв автобуса, где находились российские военные и сотрудники обслуживающего персонала аэропорта: 20 из них погибли.

Серия взрывов в мае и июне вновь ставит под сомнение пропагандируемый официальной Москвой тезис о наступлении относительной стабильности в Чечне. Возможно, российское общественное мнение на происшедшее внимания не обратит, поскольку предложенная Кремлем формула «ужасы войны были, но они уже позади» выглядит для рядовых граждан куда более комфортно. Однако для федеральной власти ситуация становится все более беспокойной.

Сейчас в Чечне идут несколько трудно совместимых между собой процессов: ведется подготовка к выборам главы региона (они состоятся в декабре 2003 или в марте 2004 года), нарастает активность сепаратистов и реализуется решение российских властей об очередной амнистии сложившим оружие сепаратистам. Кроме того, в Москве усиливаются разногласия по поводу дальнейшей линии поведения в республике. Дело в том, что глава Чечни Ахмад Кадыров продемонстрировал слишком буквальное отношение к положениям навязанной Кремлем конституции и решил 6 июня реализовать предоставленные ему права: он отправил в отставку прежнее правительство и глав районных администраций. Конечно, сам Кадыров еще не является полноправным президентом, однако для него очевидно: о неполной легитимности Кадырова Москва вспоминать не станет.. Отставка правительства не повлекла за собой увольнения назначенного из Москвы премьера Анатолия Попова, но на более низком уровне идет вычищение недостаточно лояльных Кадырову элементов. Свой пост потерял мэр Грозного Олег Жидков (ставленник спецслужб), а перетряска аппарата не затронула только собственный аппарат Кадырова, а также аппарат чеченского совета безопасности, который возглавляет один из родственников главы республики.

Эти шаги Кадырова вряд ли вызовут восторг у группировки силовиков. Они и раньше были не слишком довольны фигурой главы Чечни (его покровителем считается глава президентской администрации Александр Волошин). Несколько недель назад не без участия силовиков в прессу была вброшена информация о том, что Кадыров не будет фаворитом Москвы на президентских выборах в республике и Кремль может поставить на представителя президента РФ по правам человека Абдул-Хакима Султыгова. Теперь же Кадыров наносит спецслужбам болезненные кадровые и пропагандистские поражения. Показательно, что через несколько дней после отставки правительства Чечни в Кисловодске был арестован сын Кадырова, обвиняемый в участии в перестрелке, попытке изнасилования и хранении наркотиков. Вполне возможно, что эти обвинения имеют под собой основания, но очевидно, что в любом случае расследование станет рычагом давления на Кадырова. Другое дело, что «раскрученной» альтернативы Кадырову у Москвы пока нет: для федеральных властей он по-прежнему остается более предпочтительной фигурой, нежели депутат Госдумы Асламбек Аслаханов. Хотя Аслаханов не относится к категории «тяжеловесов», склонен к компромиссам и не обладает достаточным авторитетом среди московской чеченской диаспоры, в последние месяцы он недвусмысленно критиковал действия федеральных властей в Чечне, и вряд ли успех Аслаханова на выборах был бы приемлемым для Кремля.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 28 июня 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100