Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4465, 18-24 июля 2003 года.

Михаил Виноградов

Ясир Арафат вновь хочет дружить с Москвой против Вашингтона

Игорь Иванов совершает 5-дневное турне по Ближнему Востоку

Остановка длившейся три года очередной интифады вызвала на Ближнем Востоке небывалый дипломатический бум. 12 июля вслед за американскими, европейскими и египетскими дипломатами в регион прибыл министр иностранных дел России. В ходе 5-дневного визита он провел переговоры с палестинскими лидерами, запланированы встречи с руководителями Иордании, Сирии, Ливана, Египта. 

Вакуум участия России в ближневосточном урегулировании стал заметен еще на закате существования Советского Союза. Время от времени российские дипломаты прибывают в регион и выступают с громкими заявлениями, которые, однако, чаще всего остаются без последствий. Интерес Москвы к ситуации на Ближнем Востоке обычно ситуативен и обостряется в те моменты, когда дипломатия других организаторов мирного процесса (прежде всего Вашингтона) оказывается в кризисном положении. Тогда в Кремле вспоминают, что Россия сохраняет большой авторитет в арабском мире, да и в Израиле к ней относятся довольно тепло. Атмосфера доверия углубляется благодаря тому, что особых интересов у Москвы в регионе нет и ее стремление к миру выглядит вполне искренним. На этом фоне Соединенные Штаты представляются заинтересованным игрокам более изощренным и опасным, хотя при этом и более привлекательным посредником: не секрет, что основой большинства заключаемых при участии Вашингтона перемирий являются деньги. Россия же этим ресурсом не обладает, поэтому прогарантировать неукоснительное выполнение достигнутых договоренностей не может.

Визит Игоря Иванова в принципе укладывается в описанную логику. В Кремле рассчитывают воспользоваться несколькими обстоятельствами. Во-первых, американские посреднические усилия буксуют: воплощение в жизнь плана «Дорожная карта» вызывает множество вопросов. Во-вторых, в Кремле рассчитывают в качестве козырной карты использовать вовлечение в мирный процесс Сирии и Ливана (российский МИД предлагает предложить им участие в реализации второго этапа «Дорожной карты»). Дамаск и Бейрут действительно теоретически способны пойти на переговоры с Израилем, причем в силу чисто идеологических соображений российское посредничество для них привлекательнее американского. В-третьих, Россия хотела бы предотвратить раскол в палестинском лагере, угроза которого обозначилась в последние недели из-за конфликта между Ясиром Арафатом и палестинским премьером Махмудом Аббасом. 

Впрочем, возможно и другое прочтение смысла визита Иванова на Ближний Восток. Дело в том, что Махмуда Аббаса все чаще рассматривают как политика, склонного к компромиссу с США и Израилем. В действиях Вашингтона все отчетливее просматривается стремление изолировать Арафата и сделать основную ставку на Аббаса. А Ариэль Шарон недавно открыто заявил, что в Палестине действуют два правительства: одно во главе с Аббасом, которое верит в мир и стремится его достичь, и другое во главе с Арафатом, проповедующее «стратегию убийства». Поэтому часть наблюдателей может воспринять поездку Иванова как стремление поддержать Арафата против Аббаса или хотя бы предотвратить открытое столкновение между их сторонниками. Другое дело, что эта поддержка оказывается скорее «по инерции»: российской стороне нужно продемонстрировать свою активность на ближневосточном направлении, и защита Арафата выглядит скорее как попытка обозначить присутствие в регионе, нежели как тонкая политическая комбинация. По мнению «Независимой газеты»,  «российский МИД серьезно опоздал. В то время как США и ЕС уже начали финансирование мирного плана "Дорожная карта", Москва и не упоминает о деньгах. Белый дом проделал в последние недели колоссальную работу по продвижению этого мирного плана, Россия же идет по проторенному американцами пути».

Другая проблема состоит в том, что полноценным посредником российскому министру побывать не удастся. В знак протеста против контактов Иванова с Арафатом израильские официальные лица отказались от встречи с представителем Москвы. Очевидно, российские дипломаты попытаются сделать «хорошую мину»: в прессе уже появились предположения, что Иванов и не планировал встретиться с Шароном, планируя визит таким образом, чтобы израильский премьер в этот момент находился за пределами страны (Россия якобы заранее договорилась об этом с США и Израилем). Кремлю остается надеяться, что это объяснение арабские партнеры посчитают убедительным.

Тем не менее, итоги первых встреч Иванова уже породили небольшую сенсацию. Мало кто верил, что российскому министру удастся примирить конфликтующих палестинских лидеров Арафата и Аббаса. Иванов встречался с ними по отдельности, а последовавшее 13 июля заявление министра про отсутствие разногласий между лидерами палестинского государство наблюдатели восприняли не без скептицизма. Однако на следующий день Арафат и Аббас появились на публике вместе и даже заявили об урегулировании разногласий, касающихся тактики ведения переговоров с Израилем, а Аббас засвидетельствовал почтение Арафату. Скорее всего, в США и Израиле отнесутся к этому примирению без восторга.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 10 августа 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100