Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4477, 30 октября - 5 ноября 2003 года.

Михаил Виноградов

Малая Крымская война

Новый кризис в российско-украинских отношениях

На прошедшей неделе дружба между Москвой и Киевом в очередной раз подверглась тяжелым испытаниям. Кризисы в российско-украинских отношениях повторяются с завидной регулярностью – не реже приступов российско-белорусской интеграционной лихорадки, и тоже, как правило, ничем не заканчиваются. На этот раз камнем преткновения стал маленький остров Тузла. Он вплотную примыкает к идущей от Таманского полуострова косе, являющейся частью российской территории. Когда-то остров даже был частью этой косы, но в 20-х годах прошлого века рыбаки прорыли канал. Затем образованный остров был отнесен к подчинению Крыма и вместе с ним вошел в состав независимой Украины. Однако 29 сентября российские строители приступили к сооружению дамбы между косой и островом. В Киеве такой жест восприняли как посягательство Москвы на территориальную целостность Украины. Премьер Виктор Янукович потребовал экстренных переговоров с российским коллегой Михаилом Касьяновым, оппозиция потребовала от Януковича принять на себя обязанности президента, дабы противодействовать агрессии, а Леонид Кучма сначала прервал визит в Латинскую Америку, а затем посетил остров, давая понять, что добровольно его территорией жертвовать никто не намерен. 27 октября официальный Киев опроверг сообщения о том, что Касьянов и Янукович договорились об отводе с острова украинских пограничников – они там остались. На острове установлены противотанковые ежи и колючая проволока.

Возведение дамбы началось вскоре после ялтинского саммита СНГ, во время которого пролетавшему надо косой Владимиру Путину показали косу и «спорный» остров. Вскоре после этого работа была развернута полным ходом. Стоимость сооружения дамбы оценивается, по разным данным, от 30 до 300 млн. руб. По официальной российской версии, создание дамбы обусловлено сугубо экологическими соображениями и призваны предотвратить размывание береговой линии Таманского полуострова. Особую пикантность им придает тот факт, что строительство ведут украинские рабочие-нелегалы.

Подобная ниоткуда возникшая угроза военного противостояния для обеих стран далеко не первая. Да и на постсоветском пространстве пограничные споры – отнюдь не новинка. Для более четкого обозначения границ и пресечения неконтролируемой миграции некоторые среднеазиатские страны шли даже на разрушение мостов – что уж говорить о пресечении возведения дамбы. При этом элиты обеих стран попытались извлечь из этого пропагандистские дивиденды. Кремль попытался показать себя в роли «собирателя земель», Кучма – защитника от внешней агрессии, украинская оппозиция – использовать кризис для дискредитации режима Кучмы. Но не исключено, что подоплека конфликта носит экономический, а не политический характер. На 30 октября назначены переговоры по статуса Азово-Керченской акватории, и сооружением дамбы Москва попыталась усилить свои позиции на них. Дело в том, что Россия и Украина спорят о статусе Керчь-Еникейской лоции – части Керченского пролива севернее Тузлы, за проход которой иностранные суда платят значительные средства. Украина считает эту территорию своей, Россия настаивает на ее нейтралитете. Кроме того, по данным журнала «Компания», недалеко от Тузлы на морском дне найдено несколько нефтегазовых месторождений, поэтому спор о разделе Азовского моря и Керченского пролива оказывается для обеих сторон крайне принципиальным.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 31 октября 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100