Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4477, 30 октября - 5 ноября 2003 года.

Михаил Виноградов

Почему Путин отказался встречаться с представителями политических партий?

Отказ Путина встретиться с представителями политических партий и РСПП вряд ли можно расценивать как сенсацию. Логика Путина довольно проста: он подчеркивает, что ни партии, ни РСПП не являются для него «равновеликими» партнерами. Время от времени их привлекают для экспертной проработки тех или иных инициатив, иногда им позволяют корректировать политический курс по непринципиальным для президента вопросам. Время от времени Путин сам идет на дезавуирование собственных инициатив, как это было в случае с законом о гражданстве. Однако для Кремля остается принципиальным отсутствие четко прописанной процедуры подготовки и обсуждения тех или иных решений, и к мнению партий обращаются от случая к случаю. Причем примеры «бутафорских» обсуждений, когда уход в процесс дискуссии чаще всего камуфлируют намерение не принимать каких-либо серьезных шагов, постоянно множатся. Показателен пример Госсовета, куда входят все губернаторы: его заседания всегда помпезны, однако никакого механизма реализации принятых решений за три года так и не было создано.

Вообще говоря, у СПС и «Яблока» есть шанс использовать отказ Путина от встречи с ними по поводе дела Ходорковского в свою пользу: достаточно прекратить апеллировать к президенту, а попытаться обратиться к избирателю – за полтора месяца до выборов это было бы вполне своевременно. Конечно, «антиолигархическая» кампания будет популярной у избирателей Компартиии, Жириновского и части «единороссов». Однако очевидно, что относительно успешная часть населения страны (в том числе и готового проголосовать за «Единую Россию») всерьез опасается нарушения «статус кво» и публичного нарушения консенсуса, в рамках которого подобные репрессии против политических оппонентов не приняты (заметим, что этот консенсус появился не при Путине или Ельцина – по сути он был негласно принят еще после смерти Сталина). Ничто не мешает СПС и «Яблоку» объединить вокруг себя этих людей на фоне страхов перед очередным переделом власти и собственности. Если же СПС и «Яблоко», отняв у «Единой России» немаргинальную часть избирателей, наберут в сумме процентов 30, для Кремля станет очевидным, что серьезного приращения президентского рейтинга преследования «олигархов» не дают. Проблема, однако, в том, что ни СПС, ни «Яблока» к такому решающему броску за симпатии избирателей, похоже, не готовы.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 31 октября 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100