Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4481, 27 ноября - 3 декабря 2003 года.

Михаил Виноградов

Смена власти в Грузии

Под давлением оппозиции Эдуард Шеварднадзе ушел в отставку

23 ноября в Грузии разрешился острейший политический кризис, начавшийся 2 ноября после проведения парламентских выборов. Под давлением оппозиции президент Эдуард Шеварднадзе объявил об уходе в отставку. Сведения о его местонахождении противоречивы, однако, скорее всего, он остается в Грузии, получив гарантии неприкосновенности. И.о. президента стала председатель парламента созыва 1999 года Нино Бурджанадзе. Переход власти к ней уже признан основными мировыми лидерами.

События в Грузии развивались стремительно. На следующий день после выборов избирательная комиссия объявила о лидерстве ориентированного на Шеварднадзе блока «За новую Грузию». На второе место вышел блок Союз демократического возрождения во главе с главой Аджарии Асланом Абашидзе. В ответ Национальное движение Михаила Саакашвили и демократы во главе с бывшим спикером парламента Нино Бурджанадзе заявили о фальсификации итогов голосования. 4 ноября началась бессрочная акция протеста. 9-11 ноября прошли переговоры ее участников с Шеварднадзе, которые не принесли серьезных результатов. 11 ноября Шеварднадзе в ходе встречи с Абашидзе получил от него однозначную поддержку: аджарский лидер назвал лидеров оппозиции «фашистами». 13 ноября Абашидзе встретился в Москве с министром иностранных дел России Игорем Ивановым (сведения об этих консультациях противоречивы: возможно, Абашидзе получил мягкие заверения Москвы в готовности сотрудничать, но все же российские власти предпочли воздержаться от однозначной солидаризации с альянсом Шеварднадзе-Абашидзе). 17 ноября акция протеста разгорелась с новой силой. 20 ноября были объявлены официальные итоги выборов: «За новую Грузию» – 21,32%, Союз демократического возрождения – 18,84%, Национальное движение Михаила Саакашвили – 18,08%. лейбористы – 12,04%, блок «Бурджанадзе – демократы» – 8,79%, «Новые правые» – 7,38%. На 22 ноября было назначено заседание нового парламента. За несколько часов до его начала лидеры оппозиции сообщили о намерении взять здание парламента с помощью «мирного штурма», что в итоге и произошло. Шеварднадзе был эвакуирован из здания парламента, объявил о введении чрезвычайного положения, но каких-либо силовых шагов не предпринял. В ночь с 22 на 23 ноября в Тбилиси прибыл министр иностранных дел России Игорь Иванов, который провел переговоры с обеими сторонами. Вечером 23 ноября Шеварднадзе объявил об уходе с поста президента, а власть перешла в руки триумвирата в составе Нино Бурджанадзе, Михаила Саакашвили и Зураба Жвания. Результаты парламентских выборов аннулированы, в ближайшее время должны быть назначены внеочередные выборы президента и парламента.

Обстоятельства отставки Шеварднадзе пока известны недостаточно хорошо. Тем не менее, причины его мирного ухода от власти можно назвать уже сейчас. Во-первых, произошел фактический выход из повиновения силовых структур. Министр госбезопасности наладил контакты с Бурджанадзе, министр обороны прохладно относился к союзу с Абашидзе, министр внутренних дел оказался не в состоянии контролировать своих подчиненных, российские войска предпочли не вмешиваться. Во-вторых, на грузинского лидера было оказано серьезное внешнее давление. Против силовых действий категорически выступил Вашингтон. Не исключено, что от чрезвычайных мер Шеварднадзе предостерегал и Кремль. В-третьих, политическому стилю Шеварднадзе были более органичны лавирование и переигрывание оппонентов. Открытое подавление восставших вряд ли позволило бы грузинскому лидеру впоследствии «красиво уйти» из большой политики.

Интересно, что российское посредничество воспринято в Грузии как «неожиданно позитивное». В отличие от аналогичных кризисов в других странах (например, в момент смещения Милошевича) Москва попыталась продемонстрировать равноудаленность. Официальные комментарии Владимира Путина позволяют предположить, что Россия не намерена солидаризироваться с какой-либо из сторон и видит свою миссию в проведении честных выборов. Трудно сказать, удастся ли Кремлю быть последовательным до конца: ведь для части национал-патриотически ориентированной элиты победа грузинской оппозиции довольно болезненна психологически. Так, глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин еще за несколько часов до отставки Шеварднадзе призывал российские власти сделать ставку на Абашидзе в противовес «прозападным» Саакашвили, Бурджанадзе и Жвания. Однако поддержки от Игоря Иванова Абашидзе так и не получил. Кроме того, наверняка в ближайшее время Соединенные Штаты попытаются присоединиться к «посреднической» миссии России, а ставка Вашингтона на Абашидзе практически исключена.

Кремлевская бесстрастная реакция контрастирует с восприятием событий в Грузии руководителями других стран СНГ. Правда, публично в поддержку Шеварднадзе в ходе кризиса высказался только президент Украины Леонид Кучма, который время от времени тоже сталкивается с аналогичными волнениями. Можно, однако, предположить, что лидеры Азербайджана и центральноазиатских стран тоже не в восторге от реанимирования забытой за 10 лет на постсоветском пространстве практики смены власти путем восстаний – тем более что их могущество куда больше, чем власть Шеварднадзе, зиждется на штыках.

Теперь все внимание приковано к тому, как поведут себя новые грузинские власти. 

Скорее всего, новой коалиции придется работать с прежним чиновничьим аппаратом. Нино Бурджанадзе признает, что по действующему закону она не может назначить новых министров – при необходимости она может лишь поставить на эту должность одного из заместителей. Большая часть окружения Шеварднадзе – не совсем чужие для Бурджанадзе, Саакашвили и Жвания люди: еще недавно они вместе работали в президентской команде. При всем том, накануне отставки Шеварднадзе грузинская власть раскололась. По оценке политолога Алексея Макаркина, расстановка сил выглядела следующим образом. Одни (например, секретарь Совета безопасности Тедо Джапаридзе) «делали ставку на сговор с оппозиционерами». Другие «рассчитывали на альянс с Абашидзе, авторитарные настроения которого пугают большую часть грузинской элиты еще более, чем радикализм "западника" Саакашвили. Кроме того, люди Абашидзе были готовы на проведение весьма серьезной чистки в окружении Шеварднадзе». Третьи (представители силовых структур)  «испытывали наибольшие проблемы, так как им в случае кризисной ситуации пришлось бы взяться за оружие».

Трудно предсказать, удастся ли нынешнему «триумвирату» достичь соглашения между собой и предложить единого кандидата на президентских выборах. «Духовным отцом» «бархатной революции» считается Саакашвили, делавший ставку на конфликт с Шеварднадзе, – Бурджанадзе и Жвания придерживались компромиссной линии и вряд ли смогли бы добиться отставки президента. Тем не менее, отношение к радикальному Саакашвили и внутри страны, и за рубежом остается неоднозначным: не исключено, что Вашингтон и Москва сделают выбор в пользу «предсказуемой» Бурджанадзе. Что же касается Жвания, то его, несмотря на большую в сравнении с союзниками политическую искушенность, считают основным претендентом не в президенты, а в премьеры.

Впрочем, выборы предстоит еще провести. Нет сомнений, что в них откажутся участвовать мятежные Абхазия и Южная Осетия. Под вопросом и голосование в Аджарии: Абашидзе уже объявил о закрытии административной границы с Грузией и новую власть признавать не намерен. Растут страхи и среди ориентированных на Шеварднадзе армянской и азербайджанской диаспор. Многие эксперты предполагают, что новому руководству Грузии придется давать гарантии о превращении страны в федерацию. В любом случае очевидно, что в ближайшее время новому руководству достанется слабо заселенная (из-за гигантской миграции) и небольшая по объему (Грузинская ССР минус Абхазия, Южная Осетия и Аджария) территория, более половины жителей которой пока пребывают за чертой бедности.

И.о. президента Грузии Нино Бурджанадзе родилась в 1964 г. в Кутаиси (ее отец возглавляет сейчас крупнейшее хлебопекарное предприятие Грузии). Окончила юридический факультет Тбилисского университета и аспирантуру юридического факультета МГУ, кандидат наук. С 1991 г. – доцент Тбилисского университета. В 1992-1995 гг.– консультант парламента. В 1995-1999 гг. – первый заместитель председателя, председатель юридического комитета парламента Грузии, в 1999-2001 гг.– глава парламентского комитета по внешним отношениям. С ноября 2001 г. – председатель парламента Грузии. С 2000 г. – вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ, с 2002 г. – председатель Парламентской ассамблеи стран Черноморского экономического сотрудничества. Замужем за бывшим главным военным прокурором Грузии. 

Михаил Саакашвили родился в 1967 г. Окончил Киевский институт международных отношений, получил степень магистра права в Колумбийском университете, защитил докторскую диссертацию в Университете имени Вашингтона. В 1995 г. вернулся в Грузию, был избран депутатом парламента, председателем парламентского комитета по конституционным и юридическим вопросам. В 1998 г. возглавил фракцию «Союза граждан Грузии». В 2000-2001 гг.– министр юстиции Грузии. С 2002 г. – председатель законодательного собрания Тбилиси. Женат на голландке, сына зовут Эдуард.

Зураб Жвания родился в 1963 г. в семье грузина и армянки. Окончил биологический факультет Тбилисского университета. По образованию биолог. Начинал карьеру в движении «зеленых», был сопредседателем Партии зеленых. В 1993 г. стал генеральным секретарем созданного сторонниками Шеварднадзе «Союза граждан Грузии». В 1995-2001 гг.– председатель парламента Грузии. Некоторое время считался полуофициальным преемником Шеварднадзе. Привел в политику Бурджанадзе и Саакашвили.

Аслан Абашидзе родился в 1938 г. в Батуми. Потомок известного рода Абашидзе. Окончил историко-филологический факультет Батумского университета, позднее – экономический факультет Тбилисского государственного института. Был педагогом, находился на комсомольской работе, возглавлял профессионально-техническое училище, был заместителем председателя горисполкома Батуми. В 1984-1986 гг.– министр бытового обслуживания Аджарии. В 1986-1989 гг. – первый заместитель министра бытового обслуживания Грузии, затем возглавлял созданный на базе министерства концерн. С 1991 г. – председатель Верховного совета, глава Аджарии. С 1991 г. – лидер «Всегрузинского союза возрождения».

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 04 декабря 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100