Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано в еженедельнике "Русская мысль" № 4484-4485, 18-31 декабря 2003 года.

Михаил Виноградов

В обмен на «тендерную» войну в Ираке Россия грозит долговыми санкциями

Заявление заместителя министра обороны США Пола Вулфовица о недопуске российских компаний к тендерам по восстановлению Ирака вызвало в России легкое раздражение. Однако реакция как властей, так и средств массовой информации не была категоричной. Первые комментарии МИДа носили нейтральный характер и сводились к тому, что США вольны распоряжаться своими деньгами так, как им заблагороссудится. Однако уже вскоре интонации серьезно изменились. После переговоров министра иностранных дел РФ Игоря Иванова с немецким коллегой Йошкой Фишером и, очевидно, консультаций с президентом риторика стала более жесткой. Сначала Игорь Иванов назвал восстановление Ирака «общим делом международного сообщества», а вслед за этим министр обороны Сергей Иванов пригрозил отказом России от списывания иракского долга в 8 млрд. долл. Глава российского оборонного ведомства намекнул, что окончательная позиция Москвы в долговом споре будет напрямую зависеть от допуска к восстановлению экономики Ирака.

В то же время реакцию России нельзя назвать чрезмерно жесткой. Показательно, что хотя Владимир Путин и провел переговоры с Джорджем Бушем, Жаком Шираком и Герхардом Шредером, он воздержался от публичных комментариев по конфликтному вопросу. Уместно напомнить, что в прошлом российский президент уже демонстрировал уступчивость в «долговом» вопросе. Более того, подчеркнуто позитивная оценка российским МИДом 14 декабря ареста Саддама Хусейна указывает на то, что Москва не станет торопиться вновь вступать в ссору с Соединенными Штатами.

Комментарии российских предприятий, заинтересованных в иракском рынке, были анонимными и весьма обтекаемыми. Представитель «ЛУКойла» и «Машиноимпорта» в интервью изданию «Газета» сообщил, что их компании не собирались участвовать в восстановлении экономики Ирака. А один из руководителей Союза нефтегазопромышленников России в интервью газете «Трибуна» сообщил, что россияне уже получили ряд предложений от американских и британских фирм и рассчитывают выступить в качестве субподрядчиков. По его словам, «во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году Советский Союз, поддержав коалиционные силы, потерял многие свои позиции в регионе, поэтому Россия имеет моральное право настаивать на их восстановлении». Действительно, заявления Вулфовица оставляют возможность для задействования стран «Антанты» на вторых ролях, а представители Германии даже официально сообщили, что немецкие компании работают в Ираке как субподрядчики.

Комментируя заявление Вулфовица, большинство российских изданий предпочло не обращаться к теме военной операции в Ираке и не анализировать позицию России в этом вопросе. Официальная «Российская газета» предпочла ограничиться сухой информацией. Другие издания сделали акцент на непрозрачной схеме распределения заказов по восстановлению Ирака (указывалось, что основная часть «пирога» досталась компаниям, близким к вице-президенту США Ричарду Чейни), а также на разногласиях между Пентагоном и Государственным департаментом. Впрочем, после того, как позиция Вулфовица была поддержана и усилена Джорджем Бушем, подтвердившим намерение США не допускать к восстановлению Ирака критиков военной операции и призвавшим к списанию долгов Багдада.

Анализ финансовой составляющей возможной работы российских компаний в Ираке предложили только газеты «Коммерсант» и «Ведомости». Аналитик компании "Проспект" Дмитрий Царегородцев в интервью «Ведомостям» предположил, что Россия могла бы претендовать на 15-20% от общей массы иракских заказов (2,5-3 млрд. долларов). По его мнению, поставив в Ирак собственную технологию, любая фирма гарантирует себе доходы от послепродажного обслуживания, сервиса, ремонта. Царегородцев не исключил, что Россия сможет «пролоббировать себе более привилегированное место в списке стран-изгоев». А «Коммерсант» предполагает, что перспектива неучастия «новой Антанты» в ближайшем тендере, распределяющем 18 млрд. долл., «настолько испугает ренегатов, что они бросятся делать то, чего от них хотят глава Пентагона Дональд Расмфельд и стоящий на иракской раздаче его заместитель Пол Вулфовиц. Затраты на восстановление и стабилизацию в Ираке в перспективе составят не 18 и даже не 180, а, по некоторым оценкам, все $700 млрд. Добавьте к этому политические издержки. Последние резолюции СБ ООН по Ираку, которые инициировали Москва, Париж и Берлин, предусматривают абсолютно равное участие всех стран в послевоенном восстановлении Ирака. Значит, внезапно начав играть по правилам Пола Вулфовица, новая Антанта будет вынуждена поступиться принципами, которые сама же отстаивала в ООН. США же, предпочитающие прянику кнут, рискуют еще больше оттолкнуть от себя союзников и теперь уж точно тянуть Ирак в одиночку. Так что кто в итоге проиграет больше - большой вопрос», полагает «Коммерсант».

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 12 января 2004
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100