Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Михаил Виноградов

Четыре сценария создания правительства парламентского большинства

Выступление на заседании клуба «Открытый форум» на тему «Дума и правительство: формула ответственности» 9 июня 2003 года

При разговоре о правительстве парламентского большинства очень сложно разграничивать политический анализ и политический пиар. Все мы понимаем, что окончательное решение в пользу или не в пользу правительства парламентского большинства будет приниматься не на основе сравнения американской и французской политических систем, а исходя из того, насколько эта реформа будет представляться тактически выигрышной Президенту и его администрации.

Сегодня действительно вброшена тема ответственного правительства, правительства парламентского большинства в рамках задачи поиска повестки дня второго президентского срока и поиска модели модернизации властной системы. Если предложенные в рамках этой дискуссии идеи покажутся Кремлю не очень интересными, то я думаю, вариант сохранения существующего положения вещей, в том числе и сохранения правительства Касьянова либо какого-то его аналога, будет весьма вероятен.

Когда мы говорим о модели парламентского большинства, я вижу несколько (в том числе не совпадающих между собой) мотивов, которые могли бы быть интересны президентской администрации и Президенту, чтобы эту модель реализовать.

Первый вариант – это легитимация правоцентристского правительства, если будущее правительство-2004 будет опираться на поддержку «Единства» плюс СПС, плюс возможно ЛДПР и части одномандатников. В этом случае логично рассуждать о модели правительства парламентского большинства.

Вторая модель – это тестирование идеи административной реформы – например, в том варианте, в котором предлагает Михаил Дмитриев. Это означает создание политических министерств, приход представителей партий на сократившиеся министерские вакансии и сохранение нынешних или будущих чиновников на постах руководителей агентств, которые будут способны перехватить оперативное управление, если политический министр с этим не справится.

Третий сценарий, при котором администрации Президента будет интересна тема правительства парламентского большинства, – это сброс с администрации Президента функций работы по страхованию правительства и координации работы правительства. Но для этого необходимо, чтобы президентская администрация нашла для себя более статусную и более интересную сферу деятельности, превратившись в стратегический центр или антикризисный штаб. Такой сферой могла бы быть внешняя политика – очень проблемное на сегодняшний день направление, или, например, региональная  политика.

Четвертый сценарий, при котором интересна модель правительства парламентского большинства – это имитация прозрачности формирования правительства. В 2004 году якобы будет сформировано правительство парламентского большинства, и будет сказано: мы, мол, дали вам возможность прозрачно формировать правительство, а дальше просьба к Думе и лоббистским группам в этот процесс не вмешиваться.

Эти четыре сценария могут быть интересны Кремлю. А вот тема оптимальности для России французской или американской модели не очень интересна. Повторюсь, если дискуссия покажется президентской администрации не очень интересной, то можно будет оставить все как есть, тем более что президентские слова в Послании о возможности правительства парламентского большинства на самом деле ни к чему его не обязывают. Спасибо.

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 28 июня 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100