Внутренняя политика ] Внешняя политика ] Экономическая ситуация ] Ситуация в регионах ] Чечня ] Страны СНГ и Балтии ] Средства массовой информации ] За рубежом ] Разное ] Архив ] Экспертное мнение ]

Опубликовано на сайте Кремль.org, 3 ноября 2003 года

Михаил Виноградов

Ресурсы Национального резервного банка несопоставимы с ресурсами Московской финансово-политической группы, поэтому финансовое доминирование избирательной кампании Лужкова совершенно очевидно 

На мой взгляд, никакой кампании, собственно говоря, нет, поэтому нет практически никакой игры. Выборы мэра в Москве оказались второстепенным делом. Все московские игроки и политические консультанты разошлись по стопам федеральных партий, или по регионам, и в московской игре серьезно не участвуют. Парадоксальным образом, если для большинства действующих губернаторов совмещение местных выборов с думскими выборами, это всегда некоторый риск, поскольку выборы проходят на фоне жестких протестных настроений, то для Лужкова наоборот это, скорее, плюс. У него появляется способ максимально закамуфлировать сами выборы, сделать их как можно менее заметными. То есть, как ни странно, на фоне московских выборов, выборы в Мосгордуму - тоже событие довольно неинтересное - выглядят куда более зрелищными и содержащими интригу. Это происходит потому, что на выборах мэра Москвы игрок, по сути, один - это Юрий Лужков. 

Даже Александр Лебедев все-таки относится к числу игроков-аутсайдеров, и избирательная кампания для него - это, примерно, то же самое, что президентские выборы 1996 года для Владимира Брынцалова. Единственное, что можно отметить на этот раз, - Александр Лебедев ведет себя достаточно удачно как игрок, претендующий на роль публичного политика. Но пока это, скорее, только заявление о намерениях. Особо серьезной борьбы за уязвимые звенья электората Лужкова он не ведет. Единственная польза, которую Лебедев может извлечь из своего участия в этой выборной кампании, - попытаться использовать дело Ходорковского, для того, чтобы выразить публично реальную озабоченность значительных слоев населения в Москве делом Ходорковского. Представиться обществу, привлечь к себе внимание. Но пока этого все-таки недостаточно для того, чтобы попытаться не допустить победы Лужкова в первом туре. 

Герман Стерлигов участвует в подобных выборах не в первый раз. Он уже вел примерно такую же кампанию в Красноярском крае. Но ни Лебедев, ни, тем более Стерлигов, как конкуренты не представляют никакой опасности для Лужкова. Они в определенном смысле даже выгодны Лужкову, поскольку будут подчеркивать не равновеликость Лужкова с такими конкурентами. 

Сильные стороны Лужкова, безусловно, связаны с инерцией его восприятия. Мне вовсе не кажется, что последнюю пару лет Лужков представал перед нами как эффективный и удачный публичный политик. Число проблем, появляющихся в городе, только растет. И, собственно, главная надежда Лужкова на этих выборах, и главная опасность для него в последующие четыре года, состоит в том, что все латентное недовольство деятельностью правительства Москвы, рано или поздно неизбежно выйдет на поверхность. Выборы мэра не становятся каналом для выброса этих настроений. А между тем, это недовольство связано и с положением бизнеса в Москве, и с действиями правоохранительных органов, и с дорожной ситуацией, и с непрозрачностью строительного комплекса. То есть, Лужков не использует выборы, как канал для выхода пара, а пару все равно необходимо будет куда-то выходить. Поэтому, я бы сказал, что главный риск, который есть для Лужкова, связан не с этой кампанией, а с тем, что существует опасность, что он не сможет руководить городом до конца мэрских полномочий. 

В принципе, можно промоделировать кампанию против Лужкова. Другое дело, что никто из конкурентов, которых мы наблюдаем, пока ее не использует. Можно было бы сделать акцент на то, что Юрий Лужков, не очень смелый политик. В силу этого своего качества он потерпел в политике немало поражений. Бесспорно, Юрий Лужков - политик не очень молодой. То есть уже стареющий человек. Москвичи пока этого не замечают, потому что они за Лужковым наблюдают постоянно, но, в принципе, можно играть на контрастах, показывать, допустим, Лужкова десятилетней давности и сегодняшнего. Можно было бы, например, поиграть на тезисе о том, что политика правительства Москвы все больше ущемляет интересы бедных слоев. В этой связи можно было бы обыграть тему закрытия оптовых рынков, что, безусловно, бьет по бедным слоям. Можно обыграть кампанию против фаст-фудов, поскольку она, отчасти, бьет по незащищенным слоям. Если выехать за 10-20 метров от МКАД, то можно увидеть там супермаркеты, строящиеся на территории Московской области, где цены значительно ниже московских. Невольно появляется мысль о том, что за пределами МКАД начинается территория, более благоприятная для бизнеса. И более комфортная для малообеспеченных слоев, то есть, фактически, для большей массы населения. Понятно, что в таких настроениях было бы немало спекуляции, некая полуправда, но грамотная раскрутка такой линии поведения могла бы оттолкнуть от Лужкова его главную опору - относительно незащищенные слои населения. Но пока никто из кандидатов серьезно, целостно, эту линию не продвигает. 

С другой стороны, декларируемые преимущества Юрия Лужкова носят, отчасти, пиаровский характер. Он создал твердую уверенность и у населения, и у элиты, что таким сложным, запутанным, и не очень прозрачным городом никто, кроме него, управлять уже не сможет. Эта линия работает последние лет 6-7, года с 1996-го. Но проблема Лужкова заключается в том, что, если однажды этот тезис будет оспорен, то вся остальная пропаганда в пользу Юрия Лужкова может оказаться не очень состоятельной. То есть, "плюс" Лужкова в том, что пока он не является аллергеном для федеральной власти. Но время от времени, с интервалом раз в 3-4 месяца запускаются слухи о том, что федеральный центр рано, или поздно, и возможно до следующих выборов мэра Москвы в2007 года, он попытается заменить Юрия Лужкова какой-то своей, более лояльной к федеральному центру фигурой, по петербургскому сценарию. И дело здесь не столько в программе, сколько в наличии тех или иных элитных групп, попытаться использовать выборы как инструмент давления на Лужкова, и хотя бы не допустить его победы в первом туре, устроить ему двух туровое голосование. Мы сегодня видим, что элитные группы не готовы использовать выборы мэра Москвы, как механизм давления на него, и поэтому серьезных попыток оспорить лидерство Лужкова не предпринимается и, я думаю, предпринято не будет. Я выше перечислял те негативные линии, которые можно было бы использовать против Лужкова. А позитивные линии, возможно, связаны с предложением собственных проектов в сфере дорожного строительства, в сфере дебюрократизации столицы, потому что проблема отношений бизнеса и чиновников, препятствий, которые ставит чиновник бизнесу, стоит очень остро в Москве. Эти тезисы можно использовать, но я думаю, что из-за неготовности элиты серьезно атаковать Лужкова, эти программные тезисы будут иметь лишь ограниченный эффект. Ко всему сказанному, я думаю, что финансовое доминирование избирательной кампании Лужкова совершенно очевидно, потому что ресурсы Национального резервного банка несопоставимы с ресурсами Московской финансово-политической группы. Здесь шансы Лужкова, конечно, тоже предпочтительны. При этом надо сказать, что Александр Лебедев мне представляется более живой, и более интересной фигурой, чем Стерлигов, эксплуатирующий православно-патриотический образ, слегка маргинальный. В Москве этот образ не очень востребован, поэтому Стерлигов скорее будет аутсайдером, а Лужков - очевидным фаворитом. Лебедев же имеет реальный шанс стать вторым, личностный и финансовый потенциал у него для этого есть, но поскольку не до конца пока ясны все мотивы его участия в избирательной кампании, за полтора месяца до выборов трудно говорить что-то более определенное. 

Список проблем известен: это проблемы, связанные с бюджетом Москвы и периодическими проблемами, которые здесь возникают. Это проблемы, связанные с функционированием инфраструктур в городе, прежде всего, дорог. Это проблемы, связанные с взаимоотношениями мэрии Москвы и федерального центра, которые, я думаю, будут актуализированы в ближайшие четыре года довольно серьезно. Это проблема легализации людей, проживающих реально в Москве, потому что после либерализации закона о гражданстве, было бы вполне логично предложить, условно говоря, амнистию лицам, проживающем в Москве. На мой взгляд, пора немного приостановить, или, по крайней мере, взять под контроль меры по сегрегации не москвичей в Москве. Потому что, наверное, главной проблемой для любого мэра Москвы будет - обеспечить прозрачность функционирования города, прозрачность финансовых потоков, прозрачность основных отраслей экономики, прозрачность учета граждан. Ни одной из этих "прозрачностей" сегодня в Москве нет. В случае сокращения поступлений в бюджет, которое вполне возможно в силу изменения экономической конъюнктуры, эти проблемы встанут со всей остротой. В то же время, я думаю, что разговоры о криминале со стороны приезжих содержат в себе серьезную долю спекуляции. И даже эту, так называемую "проблему приезжих" делят сегодня в столице на несколько составляющих. Первое - положение русских этнических россиян, приезжающих в Москву - это одна ситуация. Второе - проблема миграции китайцев, представителей Закавказья - это другая, еще более важная проблема. Мне кажется, что уже сегодня, при Лужкове, проблема уличной, бытовой преступности в Москве решена. Ситуация, которая была лет 15 назад, когда в Москве было опасно ходить по улицам вечерами, все-таки изменилась. И заслугой Юрия Лужкова является то, что, в общем-то, можно более или менее в любом районе Москвы вечером безопасно ходить по улицам. Что касается этнической преступности, связанной с теми, или иными мафиями, с экономическими злоупотреблениями, то здесь единственный выход - легализация теневого бизнеса, который есть. Содействие прозрачности ситуации для властей, для правоохранительных органов, побуждение тех, кто реально работает в городе - торгует, принимает финансовые потоки, - заставить платить налоги, и быть полноценными гражданами. На мой взгляд, если Лужков сделает полноправными гражданами тех, кто имеет сегодня в Москве полулегальный статус, это могло бы стать ему нормальной политической опорой и сегодня, и впоследствии, но пока Юрий Лужков демонстрирует свое невнимание к этой категории граждан, и это может стать для него миной замедленного действия.

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 04 декабря 2003
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100