Государство и бизнес: перспективы взаимоотношений

Выступление руководителя аналитического департамента Центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА» Михаила Виноградова на заседании клуба «Открытый форум» 26 июля 2004 года

Мне представляется очень важным выступление Александра Бевза. Действительно, то ослабление бизнеса, которое произошло за последний год, не привело к серьезному усилению государства.

Вспомним, с чем государство вышло из ситуации вокруг ЮКОСа.

Во-первых, произошло серьезное кадровое ослабление. Смена руководства правительства и администрации президента, которые были вызваны делом ЮКОСа, на несколько месяцев парализовали эти структуры, и на сегодня говорить о том, что их эффективность полностью восстановлена, нельзя. Более того, ситуация в правительстве, когда слабый премьер наращивает свой политический вес блокированием инициатив своих министров, указывает на то, что государство как серьезная и консолидированная сила на сегодня не выступает. То же самое в силовом лагере: где события вокруг ЮКОСа вызвали здесь серию мягких отставок и показали, что собственного кадрового потенциала для перехвата управления ЮКОСом после недружественного поглощения у силового лагеря, как и у других групп, нет.

Во-вторых, мы видим, что хотя планам для уничтожения и поглощения ЮКОСа уже больше года, говорить о том, что во властных структурах есть рациональный, последовательный и согласованный план уничтожения ЮКОСа не приходится. Кампания идет уже довольно давно. Действия государств здесь подчас иррациональны, противоречивы. Нет ощущения, что проблема ЮКОСа может быть решена в течение ближайших одного-двух месяцев. Казалось бы, по очкам перевес государства очевиден, но механизма того, как свой потенциал реализовать, властные структуры не смогли предложить.

Кроме того, тот политический кризис, который возник во властных структурах после ареста Ходорковского (несмотря на внешне благоприятный выборный фон), привел к провалу идеи нового этапа экономической модернизации страны, которого ожидали от Владимира Путина. Политический потенциал, который получил Путин после победы на президентских выборах, на значимые, но все-таки не на самые важные стратегические проекты – например, на монетизацию льгот. Серьезной модернизации, которая увеличивала бы эффективность государство и усиливало бы это государство в том числе и в отношениях с бизнесом, не происходит и, видимо, в ближайшее время не произойдет. 

Поэтому говорить о том, что сегодня государство предлагает некую новую, более качественную схему отношений с бизнесом, не приходится. Тактика интриг и разводок, которая использовалась в течение всего этого времени, государству по-прежнему нравится и используется в отношении других участников рынка. Мы видим “черные списки” банков, губернаторов, «олигархов», вузов, владельцев подмосковных коттеджей. Ничего нового не смену «войне немногих против многих» с помощью таких манипулятивных “черных списков”, не присходит. То есть говорить, что государство реализует латиноамериканский или восточно-азиатский сценарий, - это искусственно рационализировать сугубо тактические и ситуативные действия государства в отношениях с бизнесом. И хотя такой путь выглядит как стратегически тупиковый, тактически конкуренция с относительно слабым государством для большей части бизнесменов - это все-таки более оптимистический путь, чем конкуренция с мощным государством-монстром, которое доминировало везде. Такого монстра за последний год не появилось. Спасибо.

Москва

Сайт открыт 24 июня 2000 года. Последнее обновление: 30 июля 2004
Пишите, пожалуйста nozdb@newmail.ru

Rambler's Top100