|
АПН Нижний Новгород, 14 февраля 2005 годаМихаил ВиноградовРегиональные элиты сыграют на отсутствии единстваНеобходимые ресурсы для того, чтобы продавливать своих кандидатов на посты руководителей глав субъектов Федерации, федеральный центр имеет. Вопрос в том, способен ли он их консолидировать, смогут ли различные, подчас конкурирующие между собой группы в федеральном центре, достичь консенсуса по вопросу конкретной кандидатуры. Скорее всего, на этом отсутствии единства и будут играть региональные элиты. Возможности для открытого сопротивления есть далеко не во всех регионах, остальные будут вести игру на противоречиях между отдельными подъездами внутри Кремля, на противоречиях, неизбежно возникающих между полпредами и президентской администрацией и т.д. Можно выделить 10-15 регионов, где федеральная власть могла бы пойти на конфликт с региональными элитами, чтобы продавить своих кандидатов. Есть несколько наиболее известных регионов, по которым существуют сомнения в том, что прежние губернаторы останутся у власти – это Самара, Саратов, Тула. Я говорю о тех регионах, где полномочия губернаторов кончаются в ближайшее время. Но и Саратове, и в Тульской области есть ожидание ухода нынешних губернаторов. Поэтому этот процесс можно провести бесконфликтно. Наверное, какие-то показательные порки будут, но, скорее всего, все-таки не весной. Наименьшие шансы на назначение по новой схеме у Аяцкова, Старобудцева, с некоторыми оговорками – у Титова. Это аутсайдеры нынешнего года. Наибольшие шансы у сильных лидеров национальных республик типа Минтимера Шаймиева, у руководителей опорных регионов, где главы безальтернативны и популярны среди населения, - хабаровский Виктор Ишаев, или краснодарский Александр Ткачев, или красноярский Александр Хлопонин. Ресурс, чтобы поменять губернаторов, у федеральной власти есть. Но это вопрос не наличия ресурсов, а вопрос обоснованности этого решения, наличия политической воли, которую должен продемонстрировать федеральный центр. Подразумевается, что губернаторы будут больше зависеть от федерального центра, чем от региональных элит и населения, и первое время так и будет. Дальнейшее зависит от того, какие процессы – центростремительные или центробежные – одержат верх. Потому что если центробежная тенденция вновь актуализируется – вероятность этого не слишком высока, но она существует, - то возможен сценарий смены лояльности назначенных глав провинций, отработанный в мировой истории многократно. Тактически в сегодняшней ситуации они будут ориентироваться на центр, а связи с региональной элитой будут обуславливаться тем, насколько без ее поддержки могут быть реализованы те или иные инновации, предлагаемые центром или губернаторами. Но если губернаторы собственных инноваций продвигать не будут, то и потребности в консенсусе с региональной элитой для реализации этих инноваций у губернаторов возникать не будет. Многое покажет сам выбор кандидатов. Критерии, в соответствии с которыми будет происходить переназначение или не переназначение губернаторов, пока не предъявлены. Скорее всего, они будут достаточно субъективные. Я думаю, что среди критериев, по котором произойдут переназначения действующих глав, будут такие, как способность представить ситуацию в регионе как стабильную, отсутствие серьезного компромата и серьезных скандалов, отсутствие у действующих глав регионов серьезных политических конкурентов. Многое будет определяться тем, какое внимание федеральный центр оказывает тому или иному региону. Естественно, если федеральный центр оказывает региону приоритетное внимание, то участие полпредов, местных элит в выборе кандидатуры губернатора будет номинальным: вопрос будет решаться только в Москве. Там, где интерес федерального центра к региону средний, могут вступать в игру и полпреды, и парламенты, и местный бизнес. Полпреды за пять лет без существования проявили себя больше аппаратными структурами, нежели политическими игроками. Полпредствам придется еще пройти экзамен на способность принимать политические решения, давать политические рекомендации. Мы сегодня не видим пока попыток выстраивания новых ограничителей, которые бы снизили уровень коррупции среди будущих губернаторов. Так что говорить о качественном изменении нынешней системы не приходится и рассчитывать на серьезное снижение корумпированности я пока не вижу оснований. Объединение глав регионов, которые не имеют шансов быть переназначенными, в какую-то реальную оппозицию, противостоящую действующей власти, возможно только при двух условиях. Во-первых, это ослабление федеральной власти. Во-вторых, если непереназначаемым губернаторам удастся найти какую-то идею, какой-то повод для объединения серьезных элитных групп. Ведь для всего окружения губернатора его непереназначение не обязательно обозначает конец карьеры: возможно, кто-то из окружения может как раз занять пост губернатора. Поэтому губернаторы-аутсайдеры должны придумать повод для объединения достаточно серьезный, способный мобилизовать региональные элиты. Пока такой повод не предлагался. |
Сайт открыт 24 июня 2000
года. Последнее обновление: 27 февраля 2005
|