Политком.ru, 24 мая 2005 года
Фрадков и Тимошенко: гонки на выживание
На прошлой неделе события политической жизни России и Украины оказались на удивление синхронными. Сначала в российских коридорах власти поползли слухи о грядущей отставке правительства Михаила Фрадкова - сообщалось, что премьер уже написал соответствующее заявление. А через несколько дней киевская газета "Зеркало недели" рассказала читателям, что Виктор Ющенко предложил написать такое же заявление Юлии Тимошенко. В обоих случаях слухи об отставке были опровергнуты уже через несколько часов, однако оставили немало вопросов.
Несмотря на очевидную разницу в природе и функционировании политических режимов, правительственные микрокризисы имели немало общего. В обеих странах речь идет о премьерах, не в полной мере отвечающих за работу своего правительства: министры назначены президентскими указами и часто ориентируются на главу государства. Премьер-министрам же остается проводить политику, которая слабо соотносится с их политической ориентацией и даже убеждениями. Тимошенко неожиданно переродилась в яркого левого лидера, пытающегося регулировать рыночные цены, ставящего под сомнение итоги приватизации и склонного к "ручному управлению" экономикой. "Государственник" Фрадков, наоборот, не готов серьезно влиять на экономические процессы, невольно принимая на себя ответственность за вялые относительно либеральные преобразования (монетизация льгот, реформа здравоохранения и т.п.).
И в России, и в Украине для действующих президентов отставка правительства сулит больше издержек, нежели выгод. Владимиру Путину нет нужды провоцировать скандал, приравнивая по статусу суд над Ходорковским и отставку правительства. Ющенко же, уволив Тимошенко, окажется лишен своего главного козыря внутри страны и за ее пределами, подписав смертный приговор "оранжевой революции". Даже такая соблазнительная для президентов перспектива, как назначение в премьеры лояльных и близких главам государств фигур (Владимира Якунина и Петра Порошенко), не компенсирует политических неудобств от правительственных кризисов. И это несмотря на то, что ни Фрадков, ни Тимошенко в силу разных причин не обладают собственной мощной номенклатурной и финансовой базами.
Как в России, так и в Украине правительства могут оказаться жертвами ухудшения экономической конъюнктуры. В обеих странах налицо падение темпов экономического роста и проблемы с инвестиционным климатом.
Однако если присмотреться, сходство российской и украинской ситуации в большей степени носит формальный характер. Различия же между двумя правительствами гораздо ощутимее.
В Украине Юлия Тимошенко является популярнейшим лидером, чей рейтинг сопоставим с президентским (а по некоторым оценкам, даже превосходит его). Как следствие увольнение премьер-министра может вызвать волну эмоционального сочувствия к ней и сделать Тимошенко мощным лидером оппозиции, способным привлечь на свою сторону многих недавних сторонников Януковича. Отставка же находящегося в тени президента и слабо узнаваемого Фрадкова вряд ли вообще будет замечена общественным мнением, не вызовут живого интереса населения даже возможные попытки возложить на премьера ответственность за неудачи с монетизацией льгот.
В России смена правительства мало что изменит в отношениях Кремля и Белого дома, поскольку решение большинства вопросов замкнуто на Владимира Путина. Ющенко же для проведения в жизнь замены премьера придется серьезно изменить политический стиль: сегодня президент Украины предпочитает ограничиваться ролью арбитра и участника торжественных мероприятий. На фоне "трудоголизма" Тимошенко Ющенко больше напоминает Рональда Рейгана, не будучи склонен проводить сутки напролет в рабочем кабинете. Так что если в Украине смена премьер-министра серьезно дестабилизирует строящуюся систему власти, то в России временный паралич в работе кабинета министров не является чем-то необычным и будет куда меньшим злом в сравнении с прошлогодней многомесячной административной реформой.
Еще одно важное различие касается экономической политики. Несмотря на ухудшение ряда показателей, российские эксперты не ожидают серьезных проблем. Высокие мировые цены на энергоносители позволили создать "запас прочности", который при минимально умелых действиях удастся сохранить любому правительству. Состояние же украинской экономики вызывает все больше тревог. В середине мая с прогнозами резкого ухудшения ситуации выступил экономист Андерс Ослунд, по мнению которого, "левая" политика Тимошенко, раздутая расходная часть бюджета и попытки реприватизации могут спровоцировать в Украине острый экономический кризис. Все более скептическими становятся и экономические оценки, звучащие из уст внештатного советника Ющенко Бориса Немцова. Другое дело, что на украинском политическом горизонте отсутствуют сопоставимые с Тимошенко по популярности и лидерскому потенциалу фигуры, способные возглавить антикризисный штаб в случае ее отставки.