www.politua.ru, 5 апреля 2006 годаЯнукович как союзник всерьез России не годитсяКомментарий к Меморандуму МИПЭ и Центра "София"На страницах «Гуляй-Поля» в последнее время развернулась дискуссия на тему вариаций стратегического построения отношений между Россией и Украиной. Сегодня свою позицию по этому вопросу высказывает Михаил Виноградов, руководитель департамента политического консультирования центра «Пропаганда». Разговор о выработке стратегии Украины, на мой взгляд, несколько преждевременен политически. Почему? Потому что для этого не созрели предпосылки. Мы видели, что выборы в Верховную Раду не сопровождались серьезной дискуссией о стратегии и предъявлением каких-то серьезных стратегических инициатив. На постсоветском пространстве большинство стран, кроме, может быть, Казахстана существуют в такой достратегической эпохе, когда правящая элита не моделирует стратегий. Украина идет скорее по пути децентрализации, единый центр власти (по крайней мере, временно) исчезает. И в этих условиях даже назарбаевский вариант, когда не заброшена стратегия, но и нет желания первого лица страны проводить ее в жизнь, здесь мало реален. Ну и, наконец, в Украине все не столь плохо тактически, то есть она шла от успеха к успеху: продажа «Криворожстали», победа над Россией в «газовой войне». Поэтому на сегодня не возникло кризиса, которой и побудил бы, собственно говоря, элиты, а в идеале все общество, задуматься о путях модернизации страны, о своем стратегическом выборе. Думаю, потребность в стратегии будет в Украине нарастать по мере того, как экономическая ситуация в стране начнет все ухудшаться и ухудшаться. Я считаю, что Юлия Тимошенко скорее рано, чем поздно станет победителем выборов в Верховную Раду, и с этим будет, естественно, сопряжено ухудшение экономического положения Украины, которое начнет нарастать по мере интеграции страны во Всемирно-торговую организацию. Думаю, что будущая Рада будет заинтересована в том, чтобы стратегия стала инструментом давления на правительство. Правительство же будет заинтересовано дать свои стратегические представления в максимально размытом виде. А Раде будет интереснее давить на правительство именно через предъявление претензий по поводу невыполнения тех программ и стратегических инициатив, о которых заявляло правительство в момент своего создания. Полагаю, возможен рост западного давления на Украину. Мы видим первые попытки апеллировать к Западу по недопущению на премьерство Тимошенко. Уже, как по заказу, появились заявления европейских экспертов о том, что правительство Тимошенко загонит экономику Украины в тупик. С учетом не очень хорошего реноме Тимошенко на Западе требования того, чтобы правительство Украины реализовывало некую стратегию в экономике, будут нарастать. Для западных европейских элит это будет критерием эффективности новой украинской власти. Скорее всего, сейчас пойдет борьба тактик в трех сферах. В экономике развернется схватка между Тимошенко и крупным бизнесом, который частично сконцентрирован вокруг «Партии Регионов», частично не имеет партийной опоры. Во внешней политике курс будет, очевидно, инерционным. Особенностями его станут, с одной стороны, игнорирование того кризиса евроинтеграции, который сегодня наметился на континенте и очевиден уже с прошлого лета. С другой стороны, стремления достичь успехов в отношениях с Россией, которая разочарована фиаско части своих единомышленников в лице Витренко и Литвина, на которых пыталась ставить. Надо понимать, что Янукович как союзник всерьез России не годится. Не случайно прежняя «оранжевая» власть старалась Тимошенко в Москву не пускать. Потому что были страхи, что Юлия приедет и обо всем договорится, всех здесь обаяет и все вопросы решит. Откровенно говоря, такие страхи есть до сих пор, поскольку Россия в отношениях с Украиной не предъявляет четких критериев. И любые договоренности тут можно выдавать за свои успехи. Думаю, у Тимошенко не плохой потенциал для решения тактических вопросов с Россией. Что касается внутренней политики, здесь стратегия пока вторична, хотя сейчас мы уже видим, как отдельные участники возможной правящей коалиции пытаются ограничить возможности для маневра будущего правительства. Причем, на наш взгляд, по странным темам. Недавно было заявление «Нашей Украины», в котором в качестве почти ультиматума предлагалось не допускать федерализации Украины и статуса русского языка, как второго государственного. Мне кажется, что эти вопросы на Украине, как и в России, мифологизированы. Для украинской власти не будет серьезной потерей лица повышение статуса русского языка. Так же, как и признание процесса федерализации Украины, который фактически сейчас происходит. Допускаю, что уступки возможны. Поэтому запрос на тот модернизационный сценарий, о котором говорят отдельные эксперты, со временем будет возрастать с учетом понимания того, что на Украине вертикальная кадровая мобильность достаточно высока. Наверно, создавать модернизационный сценарий для Украины пора бы уже сейчас. Думаю, что к концу 2006-го - началу 2007 года он может оказаться востребованным.
|
Сайт открыт 24 июня 2000
года. Последнее обновление: 11 апреля 2006
|